Универсалы ВАЗ-2102 «Двойка» были несбыточной мечтой для большинства советских автомобилистов. Такие модели выпускали на Горьковском автозаводе и в Москве на АЗЛК. А ведь, учитывая нашу любовь к грузовым возможностям автомобиля, они были очень востребованы.
Именно поэтому в 1971 году на заводе в Тольятти, вслед за Копейкой, выпустили «Двойку». Автомобиль смотрится современно до сих пор, так как всё в нем выдержано в едином стиле. Бока – прямые, задняя часть – длинная, но элегантная, как и 5-я дверь.
Под капотом – всё от «Копейки». Двигатель – бензиновый объёмом 1200 куб. см., карбюраторный, 4-тактный, 4-х цилиндровый мощностью 64 л.с. Коробка передач – 4-ступенчатая.
В салоне стало гораздо просторнее. Панель – от ВАЗ 21013. На ней: спидометр, температура воды, уровень топлива, различные сигнальные лампы. Передние сидения – раздельные.
Для увеличения объёма багажника задний диван складывается. Запаска и бак размещены под полом. Поэтому в багажник может войти холодильник или стиральная машина.
Кстати, очень удобно, что нет бортика. Это сильно упрощает погрузку выгрузку вещей. При этом общие габариты у седана ВАЗ-2101 и универсала ВАЗ-2102 почти одинаковые.
Так как грузоподъёмность увеличилась, конструкторы установили усиленные задние пружины амортизаторов и изменили передаточное отношение редуктора заднего моста.
Разгон до сотни – 24 секунды. Автомобиль довольно динамичен. Но внутри шумновато все-таки салон большой. Передняя подвеска – независимая – всё, как у ВАЗ-2101. Максимальная скорость – 137 км/ч.
«Двойка» была очень популярна у советских автолюбителей, несмотря на то, что стоила она на 550 рублей дороже «Копейки», и очереди на неё были большие. В 1973 году модель пошла на экспорт, правда, для этого ей пришлось сменить имя «Жигули» на «LADA».
За границу шли машины в люксовом варианте с более мощными двигателями объёмом 1,3 литра и даже 1,5 литра, с большим выбором цветов кузова, в том числе металлик. Всего было выпущено 8 модификаций. Позже «Двойка» получила стеклоочиститель, омыватель и обогрев заднего стекла.
Несмотря на то, что универсал ВАЗ-2102 выпускали значительно меньше других вазовских моделей, многие предпочитали дольше постоять в очереди и все-таки получить «Двойку». В 1985 году производство моделей прекратили. Но они до сих пор в строю и встречаются на наших дорогах.