Настоящие вездеходы грязи не боятся! Сегодня в нашем обзоре один из них – армейский внедорожник УАЗ-469, который с честью выдержал испытания Средней Азии и Заполярья. Даже сейчас многие из этих неприхотливых и безотказных машин ещё находятся в строю.
В 60-ых годах прошлого века остро встал вопрос создания нового армейского грузопассажирского внедорожника. Первые машины появились в декабре 1972 года. Они были больше, тяжелее и мощнее своего предшественника, легендарного, но уже устаревшего ГАЗ-69. Впоследствии, УАЗ-469 не только служил в Советской Армии, но и был очень востребован на гражданке.
Модель создавалась с чистого листа. Дизайн армейского внедорожника получился оригинальным, а механическая начинка очень надежной. У 4-дверного кузова задний борт откидной. Если сложит 2 ряд сидений, в багажник можно загрузить около 700 килограмм. Для маскировки на местности и перевозки авиатранспортом, ветровое стекло опускается на капот, мягкий тент складывается, а верхние части дверей снимаются. Хрома нет совсем. Зачем войну демаскирующие блики?
Перед конструкторами была поставлена задача – создать утилитарное транспортное средство, надежное и долговечное, пусть даже в ущерб удобству и эргономики. За основу взяли мотор 21 Волги. Объём агрегата – 2,4 литра, мощность – 75 лошадиных сил. Да, характеристики не впечатляют, зато двигатель не прихотлив. На дешевом 72 или 76 бензине груженый автомобиль разгонялся до 120 км/ч. Расход топлива в смешанном цикле составляет 16 литров. Для уменьшения расхода ступицу переднего моста на дорогах с хорошим покрытием можно отключить.
Все агрегаты армейского внедорожника УАЗ-469 крепятся к прочной лонжеронной раме. Коробка передач – механическая 4-х ступенчатая с синхронизаторами на 3-ей и 4-ой передаче. Привод – полный с жестко подключаемым передком. Двухдиапазонная раздаточная коробка сопряжена с КПП жестко. Ведущие мосты – армейские с понижающими бортовыми редукторами, которые увеличили дорожный просвет до 300 миллиметров.
Масса пустого автомобиля – 1600 килограммов, а полностью загруженного – около 2,5 тонн. Военным уют не требуется. Поэтому в салоне все металлическое, холодное, жесткое, а приборы простые и круглые. Внедорожник УАЗ-469 мало приспособлен для передвижения по городу, езда на нем по асфальту сплошное мучение – сравнительно тихоходный, тяжелый в управлении и тряский. Зато на бездорожье ему нет равных – проходимость, как у трактора.
Выпуск армейского внедорожника УАЗ-469 прекратили в 1985 году. Весомое доказательство надежности – большое количество этих советских автомобилей, до сих пор находящихся в эксплуатации.