Сегодня рассмотрим автомобиль ВАЗ-1111 Ока, над которой в свое время не шутил только ленивый. В анекдотах она была завсегдатаем, по шуткам и курьёзам не уступая легендарному «Запорожцу». Давайте погрузимся в эту советскую микролитражку.
В Советском Союзе выпускали несколько классов легковых автомобилей. Но не забывали и про особо малый класс – микролитражки. В 1982 году Министерство автомобильной промышленности выпустило приказ о проектировании автомобиля для инвалидов. Решение задачи доверили конструкторскому коллективу ВАЗ, немедленно приступившему к работе. Позже к ним подключились специалисты Серпуховского автозавода ИНАМИ.
Почему же ОКА? Да потому что основное производства этих машин планировалось в Серпухове, который расположен рядом. ВАЗ-1111 Ока должна была стать популярной у населения, в первую очередь, из-за низкой цены – 2500 рублей.
Завод ВАЗ стремился к максимальной унификации переднеприводного автомобиля с уже выпускаемой техникой; всех освоенных производством деталей и узлов набралось около 30%. В 1995 году к выпуску приступили в Серпухове, и эти машины уже правильно называть СеАЗ-1111-3.
В компактные габариты 3-дверного хэтчбека удалось «втиснуть» полноценный салон с небольшим багажником сзади. Передняя подвеска – Макферсон, сзади – балка. Чтобы не отнимать полезный объём кузова, установили маленькие 12-дюймовые колеса с 3-мя крепежными гайками.
Под коротеньким капотом спрятался 2-х цилиндровый карбюраторный двигатель (половина восьмерочного). Он максимально унифицирован с мотором ВАЗ-2108. Его объем – 750 куб.см., мощность – 33 лошадиные силы, потребляет 92 бензин.
Даже зимой двигатель легко запускается. Капот из-за руля почти не виден. Интерьер салона максимально прост. Приборная панель досталась Оке от «Копейки». Справа от неё полочка. Закрывающегося бардачка нет. Печка на удивление мощная. Из пола торчит рычаг 4-х ступенчатой коробки переключения передач.
На ходу малокубатурность мотора практически не чувствуется. Легкая машина вполне динамична, до сотни разгоняется за 25 секунд – это очень не плохо для такой крошки. Максимальная скорость – 130 км/ч. Радиус разворота совсем не большой – 4 метра, что актуально в мегаполисе.
Вслед за ВАЗ производство Оки прекратил КамАЗ, дольше всех продержался Серпуховский автозавод. В 2008 году выпуск был прекращен. ВАЗ-1111 Оку пытались модернизировать, устанавливая иностранные двигатели и трансмиссии, но эти эксперименты ни к чему не привели. А жаль. Ведь если переделать эту микролитражку на японский манер, она была бы очень востребована.
И напоследок предлагаю посмотреть любопытный видеоролик: