Эту машину называли «Жужик», «Мыльница», «Кривоногий» и «Горбатый». Речь идет, конечно же, о малолитражке ЗАЗ-965 «Запорожец» – самом популярном советском автомобиле. Его любили кинематографисты, и уважал простой советский народ. Давайте познакомимся поближе с живой легендой советского автопрома.
Начало 60-ых годов в Советском Союзе – время надежд и технического триумфа. Мы первые в космосе, осваивается целина и активно строится коммунистическое будущее. Страна была большая, а легковых машин наперечет. Народ пользовался общественным транспортом, некоторым удавалось приобрести мотоцикл или мотороллер.
Поэтому Госпланом было принято решение о создании отечественной микролитражки. После долгих конструкторских мучений на свет появился народный любимец ЗАЗ-965 «Запорожец». В 1960 году он выкатился из ворот бывшего завода комбайнов «Коммунар», что в Запорожье. Модель разрабатывали в московском институте НАМИ. За образец конструкторы взяли FIAT 600, но его сильно адаптировали под наши дороги ми климат.
Новый автомобиль сразу привлек к себе внимание, потому что это была машина для массового потребителя – самая дешевая и самая доступная. Конструкторы воплотили в нём все передовые решения. Во-первых, ЗАЗ-965 отличался современной и позитивной внешностью: 2-дверный кузов-седан горбатой формы (отсюда и прозвище «Горбатый»), капот разделен надвое блестящим молдингом и круглые фары с подфарниками, как дань времени. Во-вторых, у него было заднее расположение двигателя.
По тем временам у 965-го «Запорожца» был оригинальный мотор с V-образным расположением цилиндров. Двигатель и трансмиссия скомпонованы в единый узел. Между прочим, у него 4 передачи, тогда как у большинства моделей того времени было только 3. Мощность мотора – 30 лошадиных сил. Рабочий объём – 890 куб.см.
Двери открываются навстречу движению. Они очень широкие. Поэтому забираться в маленький автомобильчик легко. Удивительно, но сидеть в водительском кресле удобно. Сзади находится неожиданно большой и мягкий диван. Вот только добраться до него человеку без подготовки сложно. Сначала нужно откинуть переднее кресло, затем, согнувшись в три погибели, протиснуться на задний ряд. Но, говорят, приловчившись, трудностей не возникает.
В дороге машина послушная, как все заднеприводные автомобили, правда, подвеска жестковатая, зато не убиваемая. Передняя подвеска рычажно-торсионная, задняя – независимая пружинная. В салоне очень шумно, дополнительную шумоизоляцию тогда не устанавливали. Задние колеса у «Запорожца» на поперечных рычагах. Их положение зависит от нагрузки. Когда машина налегке, они скошены внутрь, отсюда и прозвище «Кривоногий».
За всю историю серии было выпущено более 300 тысяч машин. Стоили они порядка 2000 рублей. ЗАЗ-965 «Запорожец» – точно не роскошь, это неприхотливое, надежное и недорогое средство передвижения.