ГАЗ АА «Полуторка» - герой войны и труда!

ГАЗ АА «Полуторка» — герой войны и труда!

ГАЗ АА «Полуторка»

День Победы 9 мая – великий праздник для всего нашего народа! Но сегодня речь пойдет не о боевой технике, а о простом трудяге, настоящем фронтовике – автомобиле ГАЗ АА «Полуторка», который на своих плечах вынес все тяготы военного времени.

Грузовик ГАЗ АА «Полуторка» родился на Горьковском автозаводе. Образцом послужила модель Ford AA, которую наши конструкторы очень сильно изменили. И это, надо сказать, пошло автомобилю на пользу. Он стал более надежным, долговечным и очень неприхотливым. Вроде бы с виду небольшой грузовичок, но 1,5 тонны тянет. Отсюда, кстати, и пошло его народное имя «Полуторка».

Внешность – классическая для грузовиков того времени: высокий узкий капот, объёмные гнутые крылья, переходящие в широкие подножки, маленькие фары, нависающая над стойками крыша, откидные борта. Колеса – большие, но узкие, по современным меркам.

Двигатель ГАЗ А объёмом 3300 кубиков, рядный 4-х цилиндровый, 8-ми клапанный мощностью 40 л.с. Благодаря низкой степени сжатия в бак можно было заливать практически любое топливо. Как шутили тогда, машина ездит на всём, что горит.

В салоне ничего нет: руль, на панели 2 прибора, ручка переключения передач, на полу педали. Есть электростартер, только он не очень надежный. Поэтому все «Полуторки» оснащались ручкой, так называемым, кривым стартером, он вставлялся в отверстие под радиатором.

По сегодняшним меркам, в движении ГАЗ АА очень неуклюжий. Передачи короткие, двигатель низкооборотистый, правда, при этом тяговитый. Машина идет тяжело даже с пустым кузовом. Можно только представить, как ею управляли, будучи загруженной, а грузили её часто в 2 раза больше положенной нормы. На неровностях грузовик потряхивает. Рессорная подвеска на рамном шасси дает о себе знать. Тем не менее через ямы колеса перекатываются уверенно.

Да, сложно сказать, сколько миллионов километров намотали эти автомобили, в том числе и по бездорожью. Они были по-настоящему любимцами военного времени. Причем служили они в армии не только в качестве грузового транспорта, на них размещали зенитные установки, мобильные радиостанции.

После войны «Полуторки» выпускались ещё лет 20. Грузовики поднимали страну после разрухи, осваивали мирные профессии. На них ставили поливочные цистерны, технические и топливозаправочные станции. И конечно, они много снимались в кино, в фильмах: «Судьба человека», «Момент истины», «Баллада о солдате».

Вклад ГАЗ АА в Великую Победу переоценить просто нереально. Он был настоящим героем войны и труда и одним из самых массовых Советских грузовых автомобилей. Всего их было выпущено чуть меньше 1 миллиона штук. На Горьковском автозаводе Полуторке даже поставили памятник. Она его по праву заслужила!

Ссылка на основную публикацию