В Советском Союзе в 80-е годы создавались очень смелые для своего времени автомобили: хэтчбеки, 2-х дверные седаны и прочие модели. Потом конструкторы всё соединили воедино, и появилась ультрамодная «Таврия».
СССР был огромной страной. Поэтому легковых автомобилей, конечно, не хватало. Тем не менее, даже в классе микролитражек было несколько моделей – ВАЗ 1111 «Ока» и различные модификации ЗАЗ – продукция Запорожского автомобильного завода. В конце 80-ых из его ворот выкатился новый современный по тогдашним меркам автомобиль особо малого класса – это была ЗАЗ 1102 «Таврия».
Разрабатывали модель очень долго. Создатели приняли в расчет конструктивные особенности зарубежных аналогов и спроектировали оригинальную модель. Правда, финансирования не хватало, и с выпуском дело затянулось. Таврия увидела свет только в 1987 году.
Переднеприводный 2-х дверный хэтчбек с усовершенствованной конструкцией – для Советского Союза это был абсолютно прогрессивный автомобиль. Анекдоты про горбатый Запорожец с появлением Таврии были забыты навсегда. И ещё бы, ведь у машины модный скошенный капот, приподнятая карма, прямоугольная оптика, пластиковые бамперы и решетка радиатора, динамичный и на тот момент актуальный дизайн.
Двигатель переехал вперед и получил жидкостное охлаждение. Для ЗАЗ это была просто революция. По меркам тех лет, мотор высокотехнологичный объёмом 1,2 литра, 4-х тактный, 4-х цилиндровый, верхнеклапанный с 2-х камерным карбюратором. Мощность движка – 53 лошадиные силы. Блок цилиндров сделан из алюминия для снижения веса автомобиля. Зажигание – бесконтактное с датчиком оборотов.
В салоне высокая панель из пластика. На ней: спидометр, измерительные приборы, контрольные лампы. Кресла водителя и пассажира вполне удобные обтянуты черным кожзамом. Удивительно, но у этой, по внешним меркам, «крохи» места в салоне хватает, по крайней мере, впереди. Багажник рассчитан на 250 литров.
Динамику ЗАЗ 1102 «Таврия» показывает очень приличную. Казалось бы, что может движок объёмом чуть больше литра? Но он разгоняет машину до сотни за 16 секунд, а максимальная скорость равна 145 км/ч – для 80-ых это отличные показатели. Такой быстрой её делал, в том числе, малый вес – меньше 800 килограмм.
Трансмиссия – 5-ступенчатая ручная. К ней претензий нет. В движении машина маневренная, рулится отлично, правда, в поворотах дает сильные крены, от чего приходится притормаживать. Тормоза: спереди дисковые (на современный лад) сзади барабанные. И всё бы ничего, да только в салоне во время движения слишком шумновато.
Выпускали ЗАЗ 1102 долго – целых 20 лет до 2007 года. Невысокая цена, около 4000 тысяч рублей, и доступность продажи – вот сильные стороны «Таврии», которые обеспечили ей заслуженную популярность.