19 апреля исполняется 50 лет самому любимому и революционному советскому автомобилю – ВАЗ 2101 «Копейка». Решение о его производстве принимало правительство во главе с Косыгиным. В конкурсе участвовали многие известные мировые бренды, но выбор пал на FIAT 124.
Завод полного сборочного цикла, по постановлению ЦК КПСС, решено было построить в Тольятти. Итальянцы предложили 3 модификации: ВАЗ-2101 седан, ВАЗ-2102 универсал и ВАЗ-2103 люксовый вариант.
В седан советские инженеры внесли более 800 изменений. В результате модель из неженки иностранки превратилась в неприхотливый, надежный и долговечный автомобиль.
Первые «Копейки» выкатились с конвейера 19 апреля 1970 года. Все торопились к 100-летнему юбилею вождя мировой революции Владимира Ильича Ленина.
ВАЗ-2101 «Копейка» – это классический заднеприводный седан малого класса. У машины крупные фары, красивая решетка радиатора, оригинальные диски и хромированные бамперы с клыками.
В переднем бампере есть отверстие под кривой стартер (ручка для запуска двигателя). Наружное зеркало пока только одно – со стороны водителя. Багажник вместительный. Внутри есть запасное колесо.
В салоне необычное для советских ретро автомобилей качественное торпедо с блоком приборов. Есть радиоприемник. Замок зажигания расположен слева. Есть форточки и солнцезащитные козырьки.
Сзади достаточно свободно для рослого пассажира. В случае необходимости в машине можно даже переночевать. Спинки передних сидений откидываются, и получаются спальные места.
Двигатель – бензиновый, 4-х цилиндровый с верхним распределительным валом объемом 1,2 литра мощностью 64 лошадиные силы. Он работает на 92-ом бензине. Максимальная скорость – 140 км/ч.
Советских автолюбителей эта машина покорила динамичностью, хорошей управляемостью, комфортом. Вазовцы усилили сцепление, подвеску, тормоза, увеличили клиренс. В машине очень тихо и тепло.
ВАЗ 2101 моментально стала популярной, и очереди на неё были огромные. Стоила она около 5500 тысяч рублей. Автомобиль очень хорошо продавался в социалистических и капиталистических странах.
Модель принимала участие во всесоюзных и международных авторалли. В 1972 году за выдающийся вклад в отечественное автомобилестроение Волжский завод получил премию «Золотой Меркурий».
«Копейка» – поистине, народная любимица! Ей даже поставили памятник в Москве на Волгоградском проспекте. Кстати, машину до сих пор можно встретить на наших дорогах. Умели же делать!