Военные внедорожники – особенные автомобили. Во время Великой отечественной войны без них было бы невозможно идти к победе. Они служили при штабе, в разведке, иногда таскали легкие пушки, в общем, несли непростую службу.
Сегодня в ретро обзоре Ford GPW 1943 года. Тогда в СССР внедорожную технику производили мало, отечественный автопром только-только вставал на ноги. Поэтому советским правительством было принято решение о закупке американских машин в Красную Армию.
Вариантов покупки было несколько, но остановились именно на этой модели. Интересно, что часть автомобилей приходило к нам в полуразобранном состоянии, а сборка происходила в Коломне.
Так, откуда к нему такое уважение наших фронтовиков? Внешний вид ретро автомобиля брутальный и спартанский. Сразу видно – эта машина создана не для комфорта.
Дверей нет, чтобы в случае опасности быстро покинуть салон, да и садиться без них удобнее. Верх (крыша) разбирается. Переднее стекло можно опустить на капот.
Стеклоочиститель с ручным приводом. В комплектации идет топор, лопата и дополнительная канистра. Запасное колесо расположено снаружи, сзади есть фаркоп.
Двигатель – 4-цилиндровый, рядный, нижнеклапанный, карбюраторный с водяным охлаждением. Его объем – 2,2 литра. Мощность – 60 л.с. Под капотом установлен дополнительный масляный бачок.
На приборной панели: спидометр, указатель уровня топлива, давления масла, температуры охлаждающей жидкости, зарядки аккумулятора. Печка не предусмотрена. Под водительским сидением находится бензобак.
Коробка – 3-ступенчатая. Рычаг переключения передач находится на полу. Тут же ручка отключения переднего моста. Учитывая низкую степень сжатия, двигатель работал практически на всем, что горело. Тормоза – гидравлические. Подвеска – зависимая рессорная.
Данный ретро автомобиль на фронте использовали по полной, причем не только по прямому назначению, но и в качестве передвижной радиостанции и даже пулеметной установки. Он не очень комфортный, зато проходимый, неприхотливый и надежный – настоящий военный трудяга.
Всего в Советский Союз было поставлено 52 тысячи таких машин. После победы в 1945 году многие из них в качестве награды передавали офицерам и отличившимся водителям.
В конце 40-ых на гражданке эти внедорожники были незаменимы, особенно на селе, где нужно было поднимать народное хозяйство. И, разумеется, автомобиль снимался в кино: «Освобождение», «В августе 44-го» и многих других картинах.
Конечно, основную нагрузку в Великой отечественной войне взяли на себя наши автомобили ГАЗ «Полуторка». Но и Ford GPW участвовал в сложных и ответственных операциях. Его любили и ценили. И до сих пор его можно встретить у коллекционеров старины.