В середине 90-ых годов в России была очень непростая экономическая ситуация. Страну лихорадило от распада Советского Союза. Это отражалось и на отечественном автопроме. Но именно в то время Горьковский автозавод смог поставить на конвейер недорогой грузовичок, который, можно сказать, вытащил многие предприятия из очень тяжелого кризиса, – это ГАЗ-3302 «Газель». Обсудим самый массовый вариант – с тентом.
Автомобиль стал палочкой-выручалочкой для только-только встававшего на ноги малого частного бизнеса. Выпускать модель начали в 1994 году. Машина грузоподъемностью 1,5 тонны. Её главные преимущества: низкая цена, возможность управлять с обычными любительскими правами категории B, доступные и дешевые запчасти и очень простой ремонт.
Грузовик выглядит достаточно современно: фары – прямоугольные, решетка радиатора – в цвет бампера, крупные наружные зеркала, колеса небольшого диаметра, сзади сдвоенные, погрузочная высота всего 1 метр.
Под капотом – обычный для ГАЗ 4-х цилиндровый, карбюраторный двигатель семейства ЗМЗ-402 мощностью 90 лошадиных сил объемом 2,5 литра. Он работает на 93 бензине. Можно залить 95-ый, он не «поперхнется».
Теперь салон. Кабина – 3-хместная, теплая, просторная, по комфорту напоминает легковушку. Большая площадь остекления и тонкие стойки обеспечивают отличную обзорность. Руль регулируется по наклону. На щитке приборов: спидометр, тахометр, амперметр, температура воды, уровень топлива, давление масла.
«Газель» легче многих грузовичков, и, тем не менее, возможности мотора все же не хватает. Автомобиль маневренный, с минимальным углом разворота, что позволяет заезжать на любые склады, рынки и магазины.
Грузовик использовали для перевозки стройматериалов, бытовой техники, продуктов питания, мебели, одежды, в общем, всего, что тогда можно было продать. При этом ходила машина и на дальние расстояния. Но и без минусов не обошлось. Мотор часто перегревался, а кабина и борта кузова довольно быстро ржавели.
Его дорога на конвейер была очень тернистой. Не хватало средств и современных технологий. Но модель была настолько востребована и сыграла такую роль, что, можно сказать, именно благодаря ней отечественный автопром смог выстоять от нахлынувшего из-за границы импорта.
Модификацию 3302 выпускали до 2003 года. Она была настолько популярна, что за 3 года её производство увеличилось почти в 10 раз, а замены ей просто не было. «Газель» собиралась во многих городах страны и активно поставлялась за рубеж.
На самом деле, я бы поставил ей памятник, как самому массовому грузовичку того времени, вытянувшему торговлю из небытия, и давшему толчок к её развитию. Более того именно с грузовика ГАЗ-3302 «Газель» начали свой бизнес многие сегодняшние предприниматели и бизнесмены.