Зима – это время, когда неправильное или неосторожное действие водителя может привести к самым непредсказуемым последствиям. Касается это в первую очередь самого важного элемента управления автомобилем – торможения. В зимнее время оно приобретает особое значение и свою специфику, когда важен каждый сантиметр и каждая секунда.
Сегодня в машине много всевозможных электронных помощников: ABS, системы: стабилизации, «антипробуксовки», контроля полосы и мертвых зон, да и современная зимняя резина работает гораздо лучше, независимо от того, шипованная она или нет.
Конечно, все это реально помогает, но тем не менее основные действия выполняем мы. В городе с относительно чистыми дорогами, обработанными реагентами и плотным движением, это не так актуально. Поговорим об особенностях торможения зимой в боле сложных условиях, и в каких ситуациях, какой способ эффективнее.
Самое главное на зимней дороге – правильно определить коэффициент сцепления с покрытием. Если одна из сторон автомобиля, или даже одно колесо, начнут проскальзывать, возникает риск заноса, а это уже грозит полной потерей управления.
Чаще всего это случается на свободной магистрали или загородной трассе, где и чистят не всегда, и скорости выше. Поэтому там лучше всего применять комбинированное торможение, используя и обычный тормоз, и двигатель.
Самый простой вариант – плавный сброс газа вместе с постепенным переходом на низшую передачу и такое же плавное нажатие на педаль тормоза. В итоге, автомобиль ровно замедляется, избегая заноса, независимо от типа привода.
Следующий вариант – торможение двигателем. Применяется он в сложных ситуациях – на обледенелых и заснеженных участках, когда обычное торможение будет неэффективно. Этот прием пришел из классического ралли, где коробки механические.
Но как быть, если у вас разновидность автомата? Современная гидротрансформаторная АКПП и робот DSG оснащены системой ручного переключения. Поэтому алгоритм здесь такой же, как на механике: последовательно сбрасывать передачи вниз и плавно тормозить.
А вот у вариатора как таковых ступеней нет. Поэтому с ним выполнить это прием сложнее. Впрочем, современные модификации это позволяют сделать.
Важно! Начиная движение по трассе, найдите свободный участок дороги, разгонитесь и притормозите. Это даст вам возможность почувствовать уровень сцепления и оценить состояние дорожного покрытия. Возьмите это в привычку. И тогда при выборе способа торможения вы избежите ошибок.
Скорость – вот основная причина потери управляемости автомобилем зимой. Помните об этом и держите увеличенную дистанцию и в городе, и на загородной трассе.