Мало кто знает, что мотороллер изобрели в Италии специально для католических священников. Их конструкция позволяла удобно поставить ноги человеку в сутане и не замарать одежду во время езды по грунтовым дорогам. Позже это отметили дамы в длинных платьях, и стали покупать легкие и быстрые мотороллеры для прогулок и отдыха на природе.
Двухколесный транспорт в СССР был очень популярен и в городе, и на селе. И касалось это не только мотоциклов и мопедов. В конце 50-ых годов сразу на двух заводах, почти одновременно, сошли с конвейера первые отечественные мотороллеры: в Кировской области на Вятско-Полянском машиностроительном заводе «Молот» — ВП-150 «Вятка», а в Туле Т-200 «Тула».
Мы рассмотрим Тулу 1983 года рождения последней модификации. Она выпускалась с 1979 по 1989 год. К слову, все модели этой серии были двухцветными: светло-серыми и зелеными.
У мотороллера плавные линии, необычное переднее крыло, по бокам которого указатели поворотов, на стойке расположена круглая фара и надпись с названием модели на решетке.
Руль – небольшой. В его центре – круглый спидометр. Слева установлено зеркало заднего вида, рычаг сцепления и тумблер переключения ближнего и дальнего света фары, а также кнопка звукового сигнала.
Справа – переключатель указателей поворотов, рычажок воздушного корректора и ручка управления дроссельной заслонкой карбюратора, а также рычаг переднего тормоза.
Под рулем находятся 3 контрольные лампочки: заряд аккумулятора, нейтральная передача, дальний свет фары. Здесь же встроен замок зажигания (мотороллер заводится с ключа).
Снизу справа – педаль тормоза. Сиденье находится на так называемом капоте. Оно двухместное, обшито мягким дерматином. Под ним небольшой ящик и бензобак объёмом 12 литров.
Двигатель Т-200 крепится на сварной раме четырьмя болтами. Он 1-цилиндровый объёмом 199 куб.см. мощностью 14 л.с. Питается 2-тактной смесью бензина АИ-76 в пропорции 1:20.
На левой части капота есть дополнительное жалюзи для принудительной вентиляции подкапотного пространства. Сзади: небольшой багажник для груза до 10 килограмм, фонарь освещения номерного знака и длинный мотоциклетный глушитель.
Не забыли конструкторы и про упоры для стоянки. Их два: боковой и центральный. Колеса – маленькие, узкие, 10-дюймовые. Тормоза – барабанные с механическим приводом (передние тросом, задние – тягой).
У мотороллера установлен династартер, который одновременно выполняет и функции генератора. Но для надежности двигателю сохранили обычный ножной кик-стартер.
Четырехступенчатая коробка передач переключается левой ногой. Конечно, об адреналине не может быть и речи. Но Т-200 «Тула» в меру динамична и достаточно юрка за счет большого угла поворота передней вилки и небольших колес.
Мотороллер Тула – не конкурент мотоциклам. Он менее скоростной, неплохо себя чувствуют на сельских дорогах, а благодаря конструкции одежда и обувь водителя всегда остаются чистыми. Возможно, это одна из причин его популярности.