В 60-е годы в СССР мотоциклы были очень популярны. Отечественная промышленность выпускала технику легкого, среднего и тяжелого класса, некоторые модели комплектовались коляской.
Этот транспорт был очень востребован, особенно на селе. Для многих он являлся альтернативой более дорогому и малодоступному автомобилю. Заводов по производству мотоциклов было несколько, и одни из них «Ижмаш».
В нашем ретро обзоре ИЖ Юпитер-1 с коляской – родоначальник следующей серии Юпитеров. К его проектированию в СКБ мотоциклостроения приступили в 1958 году. Выпуск модели начался во второй половине 1961-го.
Внешность мотоцикла для тех лет достаточно современная. Переднее крыло, в расчете на бездорожье расположено высоко. Бензобак каплеобразной формы ёмкостью 15 литров.
Телескопическая вилка и задняя маятниковая подвеска снабжены гидравлическими амортизаторами. Колеса взаимозаменяемые, 19-дюймовые. К заднему колесу от двигателя идет цепной привод, а от переднего поднимается тросик к фаре, в ней расположен спидометр.
Двухместное сидение тогда было новинкой, до этого обходились раздельными седлами. Под ним слева и справа находятся 2 бардачка: один для 6-вольтового аккумулятора, другой для инструментов и всякой мелочи.
Объём 2-х цилиндрового, 2-х тактного двигателя – 347 куб.см., степень сжатия – 6,8, мощность – 18 лошадиных сил. При правильной настройке этот короткоходный мотор гораздо резвее и оборотистее 1-цилиндрового собрата аналогичного объёма.
Электричество вырабатывает генератор постоянного тока. Карбюратор один – К28Ж. Чтобы дотянуться до кнопки утопителя поплавка в алюминиевом кожухе имеется отверстие с лючком. В общем, с двигателем картере находится 4-ступенчатая коробка передач с ножным переключением.
Мотор запускается с пол оборота. Педаль коробки – 2-х плечевая, удобная. Достаточно один раз выжать сцепление при трогании с места и далее рычагом можно уже не пользоваться. Ведь в Юпитер-1 впервые применено полуавтоматическое переключение передач.
В движении двигатель очень отзывчив к ручке газа. Барабанные тормоза с механическим приводом, по нынешним меркам, работают вяло, но тогда они всех устраивали. По прямой, при грамотной регулировке, мотоцикл идет ровно.
ИЖ Юпитер-1 выпускали до 1966 года. Всего было изготовлено, чуть меньше 0,5 миллиона таких мотоциклов. Причины популярности: неприхотливость к топливу, отсутствие дефицита запчастей и простота ремонта.
Долгие годы эти мотоциклы-работяги передавались из поколения в поколение. И до сих пор их можно встретить на наших дорогах, причем некоторые образцы в отличном состоянии.