Мопед Jawa 551


Мопед Jawa 551

     В Советском Союзе люди на мопедах умудрялись путешествовать по всей стране. Кстати, тогда уже были очень неплохие тарахтелки, такие как Riga. Но особенно выделялись чешские мопеды Jawa 551.

А вы знаете, как появилось название Jawa? Между прочим оно абсолютно не имеет никакого отношения к острову в Индонезии. Слово образовано из начальных букв фамилии первого владельца оружейной фабрики Франтишека Яночки и названия немецкой фирмы Wander. Кстати, у неё же  была куплена первая лицензия на изготовление мотоциклов.

В 1945 году компания была национализирована и получила имя «9 Мая». Но название техники осталось прежним – Jawa или «Jawetta». Год рождения мопеда – 1959 года рождения. Он изящен во всем. У него есть, всё, что положено старшим собратьям. Как и сейчас, тогда водителем мопеда можно было стать с 14 лет.

Большие 19-дюймовые колёса, хорошая короткорычажная вилка и мягкая задняя подвеска, полный набор осветительных приборов, сигнал, багажник, на который можно даже кого-нибудь посадить, а также глубокие крылья, прекрасно защищающие водителя от воды и грязи, барабанные тормоза спереди и сзади. Чем не мотоцикл?

У мопеда Jawa 551 лёгкая штампованная рама, внутри которой находится бензобак, бардачок и частично двигатель. Цилиндр мотора расположен горизонтально. Он 2-тактный объёмом 49,9 куб. см. мощностью 1,5 лошадиные силы, работает в паре с 2-ступенчатой коробкой перемены передач.

В конструкции явовского и советского из Шауляя моторов много общего. Кое-какие детали, например магнето, у них даже взаимозаменяемые. А знаете, как фамилия карбюратора? Йиков – красиво, неправда ли?

Привычного электростартера у мопеда нет, только педали велосипедного типа. Моторчик просыпается мгновенно. Как и у наших мопедов того периода, передачи у Jawetta переключаются левой рукоятью руля – первая вперед, вторая назад.

При одинаковой мощности мопед Jawa 551 кажется резвее и динамичнее отечественной техники. Чтобы остановиться, педали надо провернуть назад, как на  велосипеде. Ими же можно помочь мотору на подъёме. Они же служат подножками. Небольшая масса, меньше 50 килограммов, позволяла затаскивать мопед домой, даже при отсутствии лифта, и хранить её на балконе.

Массовость малокубатурного двухколёсного транспорта осталась в прошлом. А жаль. Почему так произошло, не понятно.


Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *