Сколько заряжать автомобильный аккумулятор

Как заряжать аккумулятор автомобиля

Зарядка аккумулятора

Каждый автолюбитель сталкивается с необходимостью подзарядки аккумуляторной батареи. Она может понадобиться в зимний период, когда автомобиль не эксплуатируется, при покупке нового аккумулятора, после долгого хранения, и когда произошел значительный саморазряд.

Бывают случаи, когда автовладелец в спешке пытается завести автомобиль и помногу раз подряд нагружает стартер, вместо того чтобы найти причину плохого запуска двигателя. В результате получаем севшую АКБ и кучу сопутствующих проблем.

Сколько заряжать автомобильный аккумулятор точно вам не скажет даже большой специалист, хотя вопрос этот очень важен, так как недозаряд, как, впрочем, и перезаряд батареи, снижает срок её службы и способствует потере ёмкости.

Сколько времени нужно заряжать автомобильный аккумулятор должен решать владелец, опираясь на контроль процесса заряда, и на признаки, говорящие об уровне зарядки. Как их распознавать, научит данная статья. Но сначала немного теории.

Типы аккумуляторных батарей

Подготовка АКБ к заряду и определение, сколько времени нужно заряжать аккумулятор, напрямую зависит от его типа. Несколько десятилетий назад вопрос типологии не мог возникнуть в принципе, т.к. подавляющее большинство батарей в машину были кислотные и обслуживаемые.

Сегодня разработаны и широко применяются аккумуляторы разных типов, построенные на других технологиях с использованием других материалов. Но и современная аккумуляторная батарея должна заряжаться ровно столько, сколько предусмотрено её техническими нормативами.

Необслуживаемый

Это сравнительно новый и очень удобный тип аккумуляторов. Электролит внутри них запаян герметично. В процессе цикла «заряд-разряд» он испаряется, затем снова конденсируется, но все это не вызывает его утечки. Поэтому ни его уровень, ни плотность контролировать не нужно, и можно не бояться паров кислоты, или её пролития при переворачивании батареи, как в случае с кислотными АКБ. При заряде, главное, выставить правильный ток и определить время, сколько нужно заряжать аккумулятор автомобиля.

Обслуживаемый

Классический тип аккумуляторов требует постоянного контроля процесса заряда. Нередки случаи, когда владелец автомобиля, не имея представления, сколько часов и каким током заряжать аккумулятор, доводил его до кипения и безвозвратной утрате пластин.

Подготовка аккумулятора к процессу зарядки

Для заряда аккумулятора настоятельно рекомендуется снять клеммы, вынуть из подкапотного пространства и проводить заряд в хорошо проветриваемом помещении. АКБ необходимо протереть от возможных загрязнений, тщательно очистить (можно тряпкой, смоченной в растворителе) места крепления клемм.

В случае с кислотным аккумулятором, нужно проверить уровень электролита и его плотность. Для этого необходимо открыть крышечки банок сверху батареи, и визуально определить уровень жидкости в них – пластины должны быть полностью погружены в электролит, но не быть залиты «под завязку».

Затем при помощи специального прибора – ареометра, он похож на бытовой спиртомер (колбочка с грузом и градуировкой), определяется плотность электролита. Она должна быть в пределах 1,26-1,30 г/см. куб. Смесью дистиллированной воды и серной кислоты электролиту можно добавить плотности.

Проводить все манипуляции с электролитом и заряжать кислотный аккумулятор обязательно нужно в резиновых перчатках. Сам аккумулятор должен располагаться на устойчивой поверхности, с открытыми крышками, т.к. любой наклон может повлечь расплескивание едкого электролита.

Сколько надо заряжать аккумулятор автомобиля, также зависит и от его остаточного заряда. Многие опытные автомеханики перед зарядкой стараются полностью разрядить батарею при помощи обыкновенной лампочки. Этот принцип позволяет не допустить снижения емкости батареи из-за так называемой «усталости пластин». Особенно это важно в случае с кислотным аккумулятором.

Процесс прерывать нельзя, т.к. это негативно сказывается на состоянии пластин. Поэтому выделяйте для заряда АКБ достаточно свободного времени, в течение которого вы сможете контролировать весь процесс, не отлучаясь на другие дела.

Подготовив и проверив работоспособность зарядного устройства, надежность крепления проводов к «крокодильчикам», иначе контакт будет искрить и нагреваться, можно приступать к зарядке.

Зарядка аккумуляторной батареи

Как уже было сказано выше, однозначно сказать, сколько нужно заряжать аккумулятор, сложно, т.к., опять же, это зависит от многих причин, сказанных ранее. При полном разряде АКБ нужно ориентироваться на 9-10 часов. Заряжается аккумулятор от зарядного устройства, которое подсоединяется к нему при строгом соблюдении полярности.

Чтобы не вывести из строя пластины аккумулятор, важно не перепутать провода. Как правило, в зарядном устройстве «плюс» — это красный провод, «минус» — черный. И на самой АКБ рядом с контактами отчетливо нанесена маркировка полярности «+» и «-».

Необходимость дополнительной зарядки батареи определяют по выходному напряжению, естественно, с отсоединенными клеммами. Полностью заряженная АКБ выдает 12,5-13 вольт, нормальный заряд – до 11,9 вольт, глубокий недозаряд – ниже 11,7 вольт.

Зарядка АКБ при постоянном токе

Этот метод является самым популярным, но требует от мастера тщательного контроля, т.к. количество ампер часов, подаваемое зарядным устройством, не должно превышать допустимое значение, но и при слишком низкой силе тока длительность зарядки затянется. Это надо учитывать.

Важно помнить, что напряжение, которым нужно заряжать автомобильный аккумулятор, должно быть выше, чем привычные 12 вольт, т.е. в пределах 13,8-14 вольт. Только в этом случае будет происходить качественный заряд. При пониженном напряжении, батарея, наоборот, может только разрядиться.

Сила тока А-ч (ампер-часы) рассчитывается исходя из 10% емкости аккумуляторной батареи. К примеру, при общей емкости в 90 А-ч зарядный ток должен быть 9 ампер. И для того, чтобы набрать полный заряд, понадобится не менее десяти часов, плюс, неизбежные затраты на КПД химических реакций – ещё час-два.

Опытные автомобилисты также советуют проводить заряд кислотных аккумуляторов низкой силой тока – 2-5% от мощности АКБ. Время заряда при этом существенно возрастает, зато такой метод служит отличной профилактикой сульфатации пластин, и в отдельных случаях, даже может реанимировать загубленный ранее аккумулятор.

Зарядка при постоянном напряжении

Данный метод используется для заряда аккумуляторов нового типа – необслуживаемых. Он построен на том, что напряжение удерживается постоянным, а сила тока постепенно снижается к концу заряда.

Этим способом возможен заряд аккумулятора автомобиля специальным зарядным устройством, которое умеет мониторить состояние заряда, и корректировать его параметры. Оно абсолютно не требует вмешательства человека – просто подсоединяются клеммы, нажимается пуск, и процесс пошл.

Большинство моделей зарядных устройств автоматически отключатся по завершении процесса зарядки. Время заряда, в таком случае, может достигать 6-8 часов, при условии, что аккумулятор находится в отличном состоянии.

Контроль степени заряда АКБ

Чтобы узнать, сколько осталось заряжать аккумулятор автомобиля, необходимо оценивать текущий уровень заряда. Делается это вольтметром, который подсоединяется к клеммам аккумулятора на весь процесс заряда. Признаком его завершения будет повышение вольтажа до 13,8 вольт и выше, вплоть до значений, выставленных на ЗУ – в таких случаях говорят, что «аккумулятор перестает брать заряд».

Ускоренная зарядка аккумуляторной батареи

Время зарядки аккумулятора автомобиля можно несколько сократить, если использовать современное зарядное устройство. В соответствующем режиме необслуживаемый аккумулятор будет достаточно быстро заряжен (меньше, чем за полчаса). Этого хватит для нескольких попыток пуска двигателя. Обслуживаемый, кислотный аккумулятор так заряжать нельзя.

Суть в том, что в качестве зарядного тока выдаются более высокие на 20-30% значения. При этом во избежание перегрева батареи, заряд поступает импульсами. Часто прибегать к такому способу нельзя, так как это снижает время жизни аккумулятора. Поэтому лучше заранее выделить время для полноценного заряда АКБ, воспользовавшись сведениями из статьи, сколько по времени необходимо заряжать аккумулятор автомобиля.

Если срочно нужно ехать, а батарея села

Для этого есть практика «подкуривания» от аккумулятора, принадлежащего другому транспортному средству. Второй способ – установить свой аккумулятор на другой автомобиль, который зарядит его в процессе работы двигателя. Однако делать это не рекомендуется. Уж лучше завести двигатель от «донора», и дальше зарядка пойдет обычным путем.

Ссылка на основную публикацию
Пожалуйста, не копируйте мой текст!