Замена масла в коробке автомат с учетом требований правил эксплуатации автомобиля и контроль уровня смазывающей жидкости в АКПП – важное условие долгой бесперебойной работы трансмиссии. Давайте разберемся, когда менять масло в коробке автомат, и как правильно это делать.
Автоматическая коробка передач – достаточно надежный агрегат, не требующий вмешательства. Современные автоматы обеспечивают эффективное и комфортное управление транспортным средством на всех режимах движения. Однако данный элемент трансмиссии имеет ограниченный ресурс. Каждый автовладелец должен знать и придерживаться правил эксплуатации АКПП и принимать все необходимые меры для продления его ресурса.
Практика показывает, что не все автолюбители уделяют должного внимания железным коням, в основном ограничиваясь лишь обслуживанием системы смазки, заменой фильтрующих элементов: масляного и топливного фильтров. А такой вид работы, как замена масла в вариаторе, вообще, многими игнорируется. Результат – преждевременная поломка и выход трансмиссии из строя. Избежать подобных последствий и дорогостоящего ремонта можно, если внимательно изучить рук-во по эксплуатации автомобиля и следовать приведенным рекомендациям.
Нужно ли менять масло в коробке автомат
В паспорте производитель указано, что менять масло в коробке автомат нет необходимости, смазывающая жидкость заливается на весь период эксплуатации автомобиля. Но в Европе несколько другие правила – максимум 5 лет или 100-150 тысяч км пробега и рекомендуется заменить трансмиссионную жидкость.
В нашей стране автомобили эксплуатируются намного дольше этого срока, а порой и вовсе преодолевают установленный заводом-изготовителем эксплуатационный ресурс в 2 и более раз. Очевидно, что в таких условиях, качество трансмиссионного масла (если его не менять) будет резко ухудшаться. Результат – повышенный износ деталей и поломка трансмиссии.
Принимая решение о замене масла в АКПП, необходимо учитывать эксплуатационные особенности и условия, в которых работает автомобиль:
- перепады температуры, связанные с постоянным разогревом и остыванием смазывающей жидкости;
- эксплуатация ТС в условиях отрицательных температур (из-за частого замерзания масло теряет свойства);
- постоянные, иногда чрезмерно высокие нагрузки на АКПП (буксировка прицепа, высокая загруженность автомобиля, низкий уровень AFT);
- плохое качество дорожного полотна, отсюда рывки, тряска, вибрация и т.д.;
- динамичный, либо агрессивный стиль вождения, «рваный» ритм движения, быстрый старт с места и пр.;
- пробуксовки на льду, в глубоком снегу, в песке или грязи.
Все вышеперечисленные факторы негативно сказываются на техническом состоянии шестерен и валов коробки передач. При появлении износа, в масле наблюдается мельчайшая металлическая стружка. И если не менять масло в коробке автомат, износ агрегата резко ускорится.
Какое масло заливать
Для каждой марки и конкретной модели производитель дает свои рекомендации, с учетом типа трансмиссии, её конструктивных особенностей, условий работы и т.п. Очевидно, что менять масло в коробке автомат необходимо согласно инструкции по обслуживанию автомобиля. Изучение руководства по эксплуатации должно стать первым шагом при знакомстве с автомобилем.
Экономить на качестве смазывающей жидкости не рекомендуется. Дешевое масло, как правило, обладает плохими свойствами, что негативно отразится на качестве и продолжительности работы АКПП. А учитывая, что замена ГСМ производится крайне редко, рекомендуется приобрести брендовый, а значит, качественный продукт!
Когда менять масло в коробке автомат
Современная автоматическая трансмиссия – достаточно сложный и чувствительный к разного рода нагрузкам механизм. Замена масла в АКПП позволяет поддерживать агрегат в исправном техническом состоянии и продлевает срок эксплуатации трансмиссии в целом.
Как часто менять масло в коробке автомат? Чтобы принять окончательное решение специалисты советую смотреть на качество смазывающей жидкости в коробке и делать оценку её состояния. Если масло потемнело, и ощущаются запах гари, не стоит дожидаться очередного ТО, лучше заменить его и как можно быстрее.
Ниже приведены действия, которые позволяют безошибочно определить состояние смазывающей жидкости в системе и принять правильное решение:
- достать щуп и взять небольшое количество жидкости на пробу;
- капнуть несколько капель на чистую белую ткань или лист бумаги;
- если масло прозрачное, и бумага видна, можно продолжать эксплуатацию агрегата (иногда оно может иметь розовый, либо коричневый оттенок, главное, чтобы было прозрачным);
- если лист бумаги не просвечивается через маслянистое пятно, скорее всего, в жидкости переизбыток мелких частиц грязи;
- стружка в масле – плохой признак, свидетельствующий о том, что между деталями увеличилось трение, и они начали разрушаться.
В нормальных эксплуатационных условиях средний километраж, по достижении которого рекомендуется полная замена масла в АКПП, составляет 60 тысяч км. Если же автомобиль используется постоянно и достаточно активно, посещать сервисный центр для осмотра трансмиссии необходимо каждые 30 000 км.
Как заменить масло в коробке автомат
Практических способов замены масла в АКПП немного. Порядок действий примерно одинаковый, и состоит из следующих пунктов:
- разогретый автомобиль ставим на ровную площадку, эстакаду, яму в гаражном боксе и обеспечиваем свободный доступ к коробке передач;
- снимаем защитный кожух, если он есть, и откручиваем пробку сливного отверстия, а если её нет, то поддон коробки передач;
- ждем, пока масло полностью стечет в заранее приготовленную ёмкость (автомеханики советуют замерить его объём, чтобы потом залить столько же свежего);
- специальным очистителем убираем отложения и чистим стенки поддона;
- меняем масляный фильтр новым;
- меняем прокладку и устанавливаем поддон на место, надежно закручиваем гайки;
- закручиваем пробку сливного отверстия;
- через отверстие щупа при помощи лейки со шлангом на конце, либо нагнетателем, заливаем необходимый объём масла (у каждой коробки он свой – см. руководство по эксплуатации).
Выполнять работу самостоятельно или доверить её мастеру в автосервисе зависит от вашего желания и уровня подготовки!
Когда менять масло в вариаторе
Замена масла в вариаторе практически ничем не отличается от замены в АКПП. Конструкция вариатора, конечно, несколько отличается от коробка автомат. Вместо валов и шестеренок, там два шкива с переменным передаточным соотношением, что делает его не в пример легче и компактнее автомата.
Как часто менять масло в вариаторе? Рекомендации здесь такие же, как при обслуживании автоматических коробок:
- после окончания гарантийного срока, и каждые 60 000 км, если автомобиль эксплуатируется на хороших дорогах;
- если эксплуатация автомобиля проходит в сложных дорожных условиях, проверку на СТО рекомендуется проводить каждые 30 000 км.
Как заменить масло в вариаторе
Существует два основных способа замены. Частичный или экспресс-метод – позволяет менять до 60% масла и частично освежать его состав (его я не рекомендую). Полный метод – предусматривает полную замену масла в несколько этапов. Конечно, правильно менять масло в коробке лучше вторым способом.
Замена масла в вариаторе своими руками
Самостоятельно заменить масло в вариаторе нетрудно, всего лишь необходимо обладать определенными техническими навыками. Для практического выполнения работы потребуется подготовить: ключи для отвинчивания пробки и болтов картера, ёмкость для сбора отработки, а также рекомендуемый объем трансмиссионной жидкости, соответствующей марки.
Порядок работы по замене масла в вариаторе практически ничем не отличается от стандартной замены масла в АКПП. Проделываются те же самые действия в той же последовательности. Главное, по окончании работы убедиться, что уровень масла выше минимальной отметки на щупе.