В современных машинах множество различных систем, отвечающих за работу двигателя, тормозов, подвески и пр. Но особенно хочется выделить системы активной безопасности автомобиля. В критические моменты они позволяют водителю сохранить контроль над машиной и не попасть в ДТП.
Сегодня почти все автомобилисты эксплуатируют машину круглый год, и сложный зимний период давно уже не является исключением. Но даже опытные водители иногда совершают ошибки, не говоря уже о новичках.
Производители знают это и постоянно разрабатывают различные электронные помощники, без которых трудно представить современное авто. Давайте обсудим, какими бывают эти системы, как работают, на всех ли машинах устанавливаются, можно ли их отключить и зачем.
Все эти устройства относятся к системам активной безопасности автомобиля, поскольку при возникновении внештатной ситуации они без участия водителя вмешиваются в процессы управления.
Антиблокировочная система ABS
Начнем с антиблокировочной системы ABS. Её предназначение – предотвратить блокировку колес при торможении. В результате, машина сохраняет управляемость, не срываясь в занос на скользкой дороге при экстренном торможении. Сегодня ABS в обязательном порядке устанавливается на все автомобили, при этом отключить её нельзя.
Антипробуксовочная система ASR
Следующая система – антипробуксовочная. Связана она уже не с торможением, а, напротив, с ускорением. У разных производителей она имеет разные наименования: ASR, DTC, TRC и др.
При старте с места специальные датчики отслеживают скорость вращения ведущих колес. И если даже одно из них проскальзывает на какие-то сантиметры, система определяет это как потерю сцепления с дорогой.
Электроника тут же притормаживает колесо, одновременно передавая крутящий момент на другие ведущие. Кроме того, пробуксовки предотвращаются, в том числе за счет принудительного уменьшения крутящего момента двигателя.
Противозаносная система ESP
Третья – противозаносная система или система курсовой устойчивости (динамической стабилизации). Большинству автолюбителей она известна под аббревиатурой ESP. в своей работе она использует элементы двух первых систем и считается более умной.
Но в отличие от ASR, в системе ESP задействованы датчики, улавливающие боковое скольжение едва колеса попадают на проблемный участок. Стабилизация достигается в основном за счет подтормаживания проскальзывающих колес и изменения крутящего момента двигателя, благодаря чему машина удерживается даже в поворотах, сохраняя устойчивость и управляемость.
Почему их можно отключить?
Это нужно для преодоления сложных условий бездорожья или глубокого снега, когда от двигателя требуется максимальное тяговое усилие.
К сожалению, в базовой комплектации эти помощники устанавливаются не на все автомобили. А жаль. Системы активной безопасности должны быть на каждом автомобиле в обязательном порядке, также как и ABS. Это точно бы повысило безопасность движения!