Последнее десятилетие автомобили признавали самым опасным видом транспорта. Но сегодня всё меняется. Системы активной безопасности, которыми оснащаются современные автомобили, уже спасают людские жизни.
По данным Госавтоинспекции, в 2016 году в столичном регионе произошло порядка 7,5 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли более 500 человек. И тем не менее, несмотря на печальные цифры статистики, эксперты отмечают, что общее число ДТП в Москве неуклонно снижается. По сравнению с 2014 годом, количество аварий в столице снизилось на 10%.
Анализ дорожной ситуации позволил сотрудникам Госавтоинспекции выявить один любопытный факт. Оказалось за прошедшие 2 года чаще всего в ДТП попадали водители, управляющие автомобилями минимально оснащенными системами активной безопасности.
История электронных систем активной безопасности начинает свой отсчет ещё с конца 1970 годов, когда в Германии на серийный автомобиль впервые установили ABS – антиблокировочную тормозную систему. С тех пор у водителей по всему миру появилась возможность в любую погоду сохранять контроль над машиной, удерживая её на трассе.
Сегодня система активной безопасности представляет собой целый комплекс высокотехнологичных интерактивных электронных функций, в который входят: система мониторинга слепых зон, система курсовой стабилизации, система контроля тяги, адаптивный круиз-контроль, поддерживающий дистанцию до впередиидущего автомобиля. Все они помогают не только снижать вероятность ДТП, но и предотвращать их.
Новое поколение активных систем безопасности научилось в прямом смысле чувствовать и видеть обстановку на дороге при помощи различных датчиков, камер, радаров и лидаров, снизив тем самым количество аварийных ситуаций, возникающих в результате потери стабильности автомобиля (сноса и заноса), примерно, на 80%.
Адаптивный круиз-контроль
Вопреки мнению многих, адаптивный круиз-контроль – это не автопилот, как в самолете, когда машина движется по заданному курсу, а тем временем водитель может заниматься своим делом. Этот электронный помощник способен лишь подкорректировать движение автомобиля, ориентируясь по дорожным знакам, разметке, краям проезжей части и т.д.
Система адаптивного круиз-контроля состоит из блока управления и радаров ближнего и дальнего обнаружения. Излучая электромагнитные волны и получая отраженный сигнал, они сканируют обстановку вокруг автомобиля. Эта информация непрерывно передается в блок управления. Благодаря работе этой системы безопасности, автомобиль самостоятельно может поддерживать скорость и контролировать расстояние до объектов перед машиной, а в случае опасного сближения система подаст предупредительные сигналы водителю и если надо экстренно затормозит.
В ходе экспериментов выяснилось, что системе требуется менее 1 секунды, чтобы среагировать на возникшую экстремальную ситуацию. За столь короткое время электроника не только успела проанализировать обстановку, предупредить водителя звуковым сигналом и включить аварийную сигнализацию, но и ограничила подачу топлива, заставив подтормаживать колеса двигателем ещё до того, как водитель надавил на педаль тормоза.
Система предупреждения столкновения с пешеходом
Несоблюдение дистанции во время движения в транспортном потоке – одна из наиболее частных причин ДТП. Но, пожалуй, самые тревожные данные это статистика аварий с участием пешеходов. Количество подобных происшествий в Москве, хоть и снизилось за последние годы, но всё ещё остается очень высоким – более 32 тысяч случаев наездов на людей зарегистрировано в 2016 году.
Не исключено, что уже в ближайшем будущем подобных происшествий будет на порядок меньше. Ведь в арсенал современных систем активной безопасности добавилась функция предупреждения столкновения с пешеходом. Благодаря совместной работе радара, расположенного за передней решеткой, и стереокамеры, установленной за лобовым стеклом, непрерывно сканирующим и анализирующим пространство на 150 метров перед автомобилем, система меньше чем за 0,5 секунды не только распознаёт препятствие, но и принимает решение об экстренной остановке. Для сравнения, реакция подготовленного человека в привычной обстановке – 0,8-1 секунды. Получается, что данная система активной безопасности срабатывает гораздо быстрее, чем успевает это сделать профессиональный водитель.
Система интеллектуального кругового обзора
Согласно статистике, каждое 5-е дорожно-транспортное происшествие происходит при маневрировании в стесненных условиях: во дворах или на парковке. Причина – водитель физически не может увидеть и оценить всю обстановку вокруг автомобиля, даже полагаясь на зеркала заднего вида и работу парктроника. В современных машинах эту проблему решают сразу несколько электронных помощников.
Так система интеллектуального кругового обзора с помощью видеокамер, расположенных в зеркалах заднего вида, спереди и сзади кузова, позволяет оценивать обстановку на 360°. Более того, полученным изображением водитель может управлять, например, покрутить вокруг вертикальной оси при помощи системы управления жестами, а благодаря функции обнаружения транспорта, движущегося в поперечном направлении, водитель оперативно получает предупреждение о надвигающейся опасности.
Современные системы активной безопасности действительно облегчают жизнь водителю. Однако доверять им на 100% пока рано. А значит, инженерам есть ещё над чем поработать, а нам водителям не стоит забывать, что машина, как и сказано в правилах дорожного движения, является транспортным средством повышенной опасности.