В Советском Союзе Ижевский машиностроительный завод был очень известен своей продукцией. Мототехнику на этом оборонном предприятии начали выпускать с 1929 года. Моделей было несколько. И сегодня мы познакомимся с мотоциклом ИЖ-49, который встал на конвейер в 1951 году.
Мотоцикл – среднего размера имеет современные формы. Рама – штампованная, сварная. Переднее крыло расположено низко над колесом.
В верхней части рулевой колонки – фара. На неё только спидометр. На заднем крыле – габаритный фонарь. Колеса – 19-дюймовые.
Сидения – нестандартные: переднее низкое, заднее повыше. Интересная особенность. У обоих седушек есть регулировка жесткости.
Две выхлопные трубы заканчиваются необычными наконечниками. Они напоминают сопла ракеты – дань моде того времени.
Руль и бак каплевидной формы – всё оформлено в одном стиле. С левой стороны – рычаг сцепления, с правой – ручка тормоза и рычаг обогащения топливной смеси. Здесь же ручка управления дроссельной заслонкой.
Коробка – 4-ступенчатая с довольно необычной системой. Переключать передачи можно ногой, но есть и дополнительный рычаг на правой стороне бензобака.
Бортовое напряжение – 6 вольт. Ключ зажигания расположен «в секретном месте» – с левой стороны под сиденьем водителя в распределительной коробке.
Двигатель – 1-цилиндровый, 2-тактный, рабочим объёмом 346 куб. см., мощностью 11,5 лошадиных сил, заводится кик-стартером. Крутящий момент заднему колесу передается цепной передачей.
Звук работающего мотоцикла характерный для 2-тактных моторов. Двигатель достаточно тяговитый и не оборотистый. Максимальная скорость – 90 км/ч. Расход топлива – 4,5 литра.
Передняя вилка – телескопическая, пружинная с гидравлическими амортизаторами спереди и сзади, поэтому ехать на мотоцикле достаточно комфортно.
Тормоза – механические, барабанные спереди и сзади. Задние приводятся в действие ногой рычагом справа снизу, передние – правой ручкой на руле.
Советский мотоцикл ИЖ-49 выпускали до 1958 года, в том числе и небольшими партиями с коляской. Эти модели попадали в Вооруженные силы и в милицию, но чаще поступали в свободную продажу.
Их популярность была связана с невысокой стоимостью, неприхотливостью и долговечностью двигателя. Без капитального ремонта они бегали десятки, а то сотни тысяч километров.
И конечно, 49-ый ИЖ снимался в кино: «Озорные повороты», «Ночной патруль» и многие другие популярные советские картины 50-ых и 60-ых.
Всего было произведено около 500 тысяч таких мотоциклов. Во многих семьях они передавались от отца к сыну. Удивительно, но некоторые 49-е ИЖи до сих пор на ходу. Умели же делать!