В 30-е годы молодая советская власть набирала обороты. И одним из разумнейших решений была постройка дочернего предприятия компании Ford в СССР. Дешевыми и неприхотливыми ГАЗ-АА, а позже ГАЗ-ММ «Полуторками» быстро наводнили всю страну.
По изяществу линий и гармоничности пропорций этот советский грузовичок можно было сравнить с молодой девушкой. Впрочем, грузовиком назвать это чудо язык не поворачивается. Миниатюрная, почти изящная машинка притягивает внимание своей простотой и одновременно гениальностью.
Неожиданно начавшаяся война внесла коррективы в судьбы не только людей. Модернизированную «Полуторку» ГАЗ-ММ начали выпускать в 1938 году как бы в «обезжиренном» виде. Одним словом, она переоделась из нарядного гражданского платья в малопривлекательную военную форму.
С машины исчезли двери. Вместо них повесили простые брезентовые пологи. Крышу и «затылок» сделали из того же материала. Крылья – плоские. Их можно гнуть, хоть из кровельной жести. Фара – всего одна. Тормозов спереди нет, задних вполне хватает.
У двигателя, по современным меркам, с серьезный объем 3,3 литра, а мощность всего 50 лошадиных сил. Даже сегодня он заводится с пол оборота «кривым стартером» (сами понимаете, откуда на войне новые аккумуляторы). И это не смотря на возраст 80 лет!
Летом в деревянно-брезентовой кабине было жарко, зимой холодно. А представьте себе, каково было ехать по Ладожскому озеру в мороз, да ещё без печки! Но есть в этом и плюсы – если что, из-за руля можно было быстро выпрыгнуть и спастись.
С «Полуторкой» связано много дедовских ритуалов, непонятных современным водителям. А ведь существовала даже целая школа, позволяющая своими силами выйти из самой, казалось бы, безнадежной ситуации.
Про живучесть «Полуторки» ходили легенды. Вывести машину из строя было почти невозможно. Говорят, благодаря особенностям смазки мотор мог долго работать даже без масляного насоса, а намотанный на шейку коленчатого вала солдатский ремень на сотню километров мог заменить «выкурившиеся» вкладыши.
От того, что тут стоит карбюратор восходящего потока, т.е. сосет он снизу вверх, свечи невозможно залить. Обзорность – крайне посредственная. Зато очень тяговитый мотор. Даже не верится, что он способен на такое!
Казалось бы, чего там какие-то жалкие 50 лошадей. Сейчас на мотоцикле такой мощности ездить стыдно. Но в случае с «Полуторкой» совсем другое дело. Крутящий момент дает о себе знать с самых малых оборотов. Тяга, что на верхах, что на низах, как у паровоза.
Хоть ГАЗ-ММ почти что Ford, а все равно чувство гордости за машину есть. Интересно, неужели должна начаться война, чтобы наш автопром начал выпускать достойные автомобили?