Почти половина запчастей на российском рынке контрафакт, утверждают эксперты. Причем даже они не всегда могут отличить оригинальную деталь от подделки. Почему поддельные запчасти наводнили магазины и автосервисы?
Современные технологии изготовления запчастей вышли на такой уровень, что если сравнить две детали: одну оригинальную, вторую поддельную, визуально ни за что не отличить. Но если поставить контрафакт, то последствия для двигателя могут быть непредсказуемыми. Если повезет, машина просто заглохнет через 200 метров, в худшем случае – убитый двигатель на несколько сот тысяч рублей.
Оригинальные запчасти высокого качества можно купить на сайте интернет-магазина «TopDetal.ru» и других похожих сайтах с хорошей репутацией. Но даже профессионалы крупных техцентров признают, что на приёмке не всегда могут отличить подделку от оригинала и вынуждены сравнивать детали с эталонными запчастями.
Как показало недавнее исследование Росскачества, особой популярностью у кустарных производителей стали пользоваться литые диски. Около 30% исследованных дисков в автомагазинах не соответствовали требованиям безопасности. Сами понимаете, установка такого колеса может привести к серьезному ДТП.
Именно так случилось с читательницей моего блога, Александрой. Ровно через 2 месяца после покупки литой диск её BMW 1-Series лопнул прямо на ходу. Девушке повезло, что в это время не было встречных машин, да и случилось это на повороте при подъезде к дому, когда скорость была небольшой. Она сумела удержать машину и затормозить бес последствий. А если бы колесо отвалилось на скоростной трассе в плотном потоке машин, без жертв, скорее всего, не обошлось.
К сожалению, таких примеров тысячи. Левые запчасти попадают на наш рынок двумя способами: импортом из Китая, либо штампуются на кустарных производствах в России. И в первом и во втором случае обязательные сертификаты на запчасти лишь фантики. Они выдаются продавцам без реальных лабораторных исследований за банальные взятки.
Как бороться с контрафактом
Есть только два способа, продолжают эксперты, разобраться с тотальным беспределом на рынке запчастей:
Первое – повышение ответственности. Сегодня за незаконное производство и реализацию контрафактных агрегатов и запчастей злоумышленникам грозит штраф до 300 тысяч рублей, что при оборотах на этом рынке просто капля в море.
Второе – внезапные проверки. Сегодня по закону о своем визите ревизоры обязаны предупреждать заранее, поэтому нечистые на руку коммерсанты, конечно, успевают подготовиться или вообще «умыть руки».
И если в первом случае власти уже прорабатывают предложения по повышению ответственности по аналогии с топливным рынком, где был введен так называемый оборотный штраф (1% от годового оборота), то со вторым пунктом пока никак – на стороне злоумышленников закон.
Эксперты глубоко убеждены, Росстандарт и правоохранительные органы должны иметь право осуществлять контрольные закупки и проверки без предупреждений. Ведь от деятельности таких компаний зависит безопасность автомобилей и их водителей.