Недавно Верховный Суд сделал важное разъяснение, в каких случаях за нечитаемые номера водителей нужно серьёзно наказывать, а в каких нет. Как это отразится на работе дорожной полиции и судебных органов?
Этой историей со мной поделился автолюбитель из Москвы, Николай. Ровно 2 года назад промозглым декабрьским днем из-за налипшей на номер грязи он едва не лишился прав. Остановивший его инспектор ДПС оформил протокол, в котором указал, что «регистрационный знак умышленно испорчен с применением специальных материалов, затрудняющих идентификацию». Наказание – штраф 5 тысяч рублей.
Однако с решением гаишника мужчина не согласился и решил твердо отстаивать свои права в суде. В местном суде ему инкриминировали, что он, якобы, специально «переоборудовал номер», наморозив на него грязный снег. Автомобилисту пришлось дойти до Верховного Суда, чтобы доказать, что прилипшая грязь это никакое не «переоборудование», и налипла она не по его вине, т.е. умысла нет, а значит, штрафовать его незаконно.
В результате, Верховным Судом было принято постановление об отмене всех ранее принятых судебных актов и прекращении производства по делу. Свое решение Верховный Суд прокомментировал – не была установлена вина. В такой ситуации может оказаться любой водитель, особенно сейчас. Зимой стоит только выехать на дорогу, как снег и реагенты через пару километров налипают на номера, делая их нечитаемыми.
В законе четко разграничено – если номера нечитаемые вследствие налипшей грязи в плохую погоду, то водителю грозит штраф 500 рублей. Однако если хитрец сделал это намеренно с помощью технических средств или при помощи снежка, например, то ответственность наступает совсем другая – вплоть до лишения прав на срок до 3-х месяцев.
С одной стороны, такие меры совершенно оправданы. С нечитаемыми номерами машина становится невидимой для камер. И в случае скрытия с места ДТП её не возможно будет найти. Однако, с другой стороны, сегодня фактически решение: штрафовать или нет, отдано на откуп конкретному инспектору ДПС. А если так, то было бы правильно ввести ответственность и для сотрудника дорожной полиции за свои действия.
Другими словами, если инспектор ГИБДД на дороге принимает на себя всю ответственность за то, что он обвиняет водителя в применении специального устройства для сокрытия знака, то было бы логично установить прямую ответственность самого инспектора. И если автомобилист в ходе разбирательств доказал, что на его номера просто налип снег, а сделать это не так сложно (распечатать погодные сводки, снять на камеру другие машины), то оштрафовать должны сотрудника. Согласитесь, это хороший стимул принимать на дороге обоснованные решения.