СССР был огромной страной, а передвигаться как-то надо было. Вопрос общественного транспорта тогда еще стоял остро, и любые средства передвижения были очень востребованы, особенно легковые автомобили, которых очень не хватало.
В начале 60-ых их выпускал только заводы «ЗАЗ», «ГАЗ» и «Московский завод малолитражных автомобилей», позже переименованный в «АЗЛК». И хотя рабочие трудились в 3 смены, проблема, тем не менее, оставалась.
Первая серия автомобилей Москвич 412 вышла в 408 кузове в 1964 году. По современным меркам, это классический заднеприводный малолитражный седан. Формы того времени – острые угловатые, бамперы – хромированные, имеются характерные «ветровички» на стеклах, вертикальные задние фонари.
У экспортного Москвича есть некоторые внешние отличия: 4 фары головного освещения и фонари заднего хода. А вот двигатель «Уфимского моторного завода» шел и на внутренний рынок. Его объём – 1,5 литра. Мощность – 75 л.с. Он почти полностью выполнен из алюминия и наклонен вправо по ходу движения.
В салоне бросается в глаза тонкий модный тогда руль с хромированным кольцом звукового сигнала. На торпедо – спидометр и 4 датчика: амперметр, уровень топлива, давления масла, температура воды. Посередине встроен регулятор печки. Внутри достаточно уютно. Передние кресла раздельные. Задние двери узкие.
Мотор заводится хорошо, в работе его почти не слышно. Коробка передач – механическая 4-х ступенчатая пока ещё с рычагом переключения на руле. Спереди – независимая подвеска. Сзади – рессорная, зависимая. Мост – неразрезной. Тормоза – барабанные. До сотни автомобиль разгоняется за 19 секунд. Максимальная скорость – 142 км/ч.
Москвич 412 был очень популярен среди населения. К тому же завод постоянно старался модернизировать модели. Машина стоила около 4 900 рублей. К примеру, первая вазовская «Копейка» – 5 550 рублей. Выпускался он на 2 заводах – с 1967 по 1975 на АЗЛК и параллельно в Ижевске до 1999 года.
412-я модель известна своими международными спортивными достижениями. На ралли «Лондон-Мехико» протяженностью 26 тыс. километров сборная СССР заняла 3 место. Для всех это было настоящим шоком. Как так вышло, что малоизвестный советский автомобиль опередил многие машины мировых брендов?
Москвич 412 поставляли в социалистические и капиталистические страны. Прежде всего, он подкупал своей надежностью, долголетием и ценой. Это одна из самых удачных моделей Московского завода – настоящая легенда!