Как появился тосол: история охлаждающей жидкости

Антифриз и тосол

Для стабильной и продолжительной работы двигателю нужна охлаждающая жидкость. Раньше для охлаждения применяли простую воду. Минусов было предостаточно: температура кипения – 100 градусов и температура замерзания – 0 градусов, а замерзшая вода в системе охлаждения способствует образованию воздушных пробок и перегреву двигателя.

История появления охлаждающей жидкости

Чтобы улучшить качество охлаждающей жидкости, применялись различные добавки. Воду заменяли глицерином, добавляли некоторые присадки. Однако вязкость глицерина выше вязкости воды, и чтобы прогонять эту смесь через систему охлаждения, требуется большая энергия, в связи с чем коэффициент полезного действия у двигателя был на порядок меньше. К тому же температура замерзания хладагента по-прежнему оставалась высокой.

Затем стали использовать метиловый спирт. Но при его взаимодействии с алюминием происходила быстрая и обширная коррозия металла, к тому же он очень ядовитый, и при вдыхании его паров происходили сильнейшие отравления, заканчивающееся летальным исходом. Кстати, и по сей день при производстве охлаждающей жидкости в её составе строго-настрого запрещено использовать метиловый спирт.

Перешли на этиловый спирт. Плюсы налицо: он не вреден для человека, имеет низкие показатели вязкости и температуру замерзания. Чтобы повысить температуру кипения, добавили некоторые присадки. И по сей день большинство охлаждающих жидкостей производится на основе этиленгликоля. Такой спирт имеет ряд плюсов, среди них показатели замерзания и кипения. При правильной пропорции смешивания с водой, 60% спирт и 40% вода плюс добавки, замерзание происходит при -49, а кипение при +197 градусах по Цельсию.

Из чего делают современные охлаждающие жидкости?

В основе производства всех охлаждающих жидкостей лежат спирты. Всем известно, что в старых автомобилях блок цилиндров выплавляли из чугуна, а радиаторы из латуни. Этим металлам спирт не оказывал коррозионного воздействия. Современные двигатели на 70% состоят из алюминия, поэтому горячий антифриз на основе спирта действует негативно на систему охлаждения. Чтобы этого избежать, стали добавлять присадки, которые на поверхности металла образуют тонкий защитный слой, препятствующий возникновению коррозии.

Как появился Тосол

В СССР также работали над созданием универсальной охлаждающей жидкости, которая бы по показателям и характеристикам не уступала западным аналогам, а в чем-то, даже и превосходила. И такую жидкость изобрели, это хорошо известный нам «Тосол». Технология Органического Синтеза, или ТОС была настоящим прорывом! По сути, это разновидность антифриза, и от него он отличается лишь цветом – синим (антифризы имеют цвета светофора). Окончание слова на «ол» в химических терминах сплошь и рядом, отсюда и название «Тосол».

Можно ли смешивать антифризы

Смешивать антифризы ни в коем случае нельзя, так как разные антифризы, даже одного цвета, имеют различный набор присадок, смешав которые можно ожидать самые разные последствия. Какие именно, сказать сложно, но лучше от этого машине точно не станет.

Предлагаю посмотреть видеоролик о том, что лучше: тосол или антифриз

Ссылка на основную публикацию

Adblock
detector